Метаморфоза

18.05.2012


В минувшие выходные российский крузер Александр Алексеев провел очередной бой и сохранил за собой титул чемпиона Европы среди профессионалов EBU в первом тяжелом весе. Его поединок с 41-однолетним экс-чемпионом мира немцем турецкого происхождения Фиратом Арсланом завершился в ничью. Два судьи дали ничью со счетом 114 : 114, третий увидел преимущество Алексеева выразившееся в соотношении 116 :113. Лично на меня увиденное в ринге произвело томительное, если не сказать тягостное впечатление.


Считается, что хороший бой делает разница в стилях. В этом смысле ожидать от поединка искрометного бокса не приходилось. Оба бойца были абсолютными стилистическими копиями, клонами друг друга. И в результате мы увидели то, что увидели. Унылое монотонное зрелище, невысокие скорости и полнейшее отсутствие элементарного тактического разнообразия. Все это напоминало ныне забытый эстрадный номер советских времен - борьбу нанайских мальчиков. Действительно два идентичных до мистической неотличимости бойца сходились в центре ринга укрывшись за плотным блоком высокоподнятых рук, упирались друг в друга и принимались ломиться сквозь наглухо "запертые ворота" посредством редких, но увы, сколь тяжелых, столь и бессмысленных ударов. Действия бойцов зеркально повторяли друг друга, два левши работали как заводные боксерские автоматы: в одном темпе и ритме, под одними и теми же углами, по одному и тому же "этажу". Какие там сайд-степы, удары по корпусу, заходы за руку, обводки блоков! Думается незамысловатая "стенобитная" тактика боксеров добавила головной боли не только зрителям, но и боковым судьям справедливо решившим, что в таком тоскливом бою не может быть победителя.


К счастью, даже и такие скучные бои могут дать повод для любопытных обобщений. Совсем недавно, в одном из своих постов я высказался в том смысле, что национальные боксерские школы материя хотя реально существующая, но больно уж эфемерная и тонкая, подобная, например, вкусовым отличиям сухого вина. Но теперь я думаю, что есть одно очевидное исключение. Определенно существует ярко выраженная и стилистически мгновенно узнаваемая национальная школа бокса. И эта школа немецкая. Такая вот фабрика, werke, механизированный конвейер по производству боксеров спойлеров. Этих ребят ни с кем не перепутаешь. Фронтальная и компактная стойка с высоко поднятыми руками закрывающими все: и корпус и голову. Но не все так просто, отчетливо выраженные защитные преимущества "немецкого стиля" (назовем его так для удобства) имеют не менее очевидные непреодолимые изъяны: скованность, недостаточность обзора, невозможность активного передвижения на ногах, а самое главное, неудобное положение рук для нанесения правильно выстроенного удара. Именно по этой причине немецкие бойцы редко бывают настоящими панчерами, разовыми нокаутерами, что не удивительно при такой биомеханической зажатости. Ну, пожалуй, за редким исключением (Артур Абрахам в лучшие годы, и отчасти Дариуш Михальчевски).


Признаюсь честно, будучи самым искренним почитателем немецкого национального духа мощно выраженного в науке, культуре и промышленности, я категорически, до зубной боли не приемлю всю эту спойлерскую тягомотину. Конечно, как говорится, "На вкус и цвет - товарища нет". Может быть кому-то и нравится немецкий стиль. На мой же взгляд нет зрелища в боксерском смысле более скучного, убогого и от того раздражающего. И такое отношение к немецкой школе не сиюминутный каприз. Вот уже четверть века мне трудно сдержать нервную зевоту при виде всех этих штампованных или сшитых по одному крою Торстенов Маев, Генри Масков, Свенов Оттке, Фиратов Арсланов, Робертов Штиглицей и десятков других столь же "виртуозных" Феликсов Штурмов, Марко Хуков и Юргенов Бремеров, "имя же им легион".


Теперь вот в этом тоскливом перечне появился еще одна, на сей раз уже русская фамилия - Алексеев. Десять лет назад Александр Алексеев по праву считался одним из самых перспективных и техничных боксеров олимпийского ринга. В те годы он действительно обращал на себя внимание: идеальная классическая стойка, великолепный баланс, острый правый джеб, мощный нокаутирующий левый, неплохие ноги и тактическая гибкость. Всем этим премудростям бокса научил его отец, Вячеслав Алексеев, известный советский тяжеловес мастер спорта международного класса. К сожалению Алексеев старший слишком рано ушел из жизни. Он не застал главного успеха своего сына - победы на чемпионате мира среди любителей в 2005 году. Вскоре после своего триумфа Александр решил не дожидаться олимпиады в Пекине и перешел в профессионалы. Первое время его карьера складывалась весьма удачно, но затем, в течение полутора лет последовали два поражения: сперва неожиданное от аргентинца Рамиреса, а затем от вызванного Алексеевым на бой Дениса Лебедева. Как теперь очевидно, тяжелое поражение от соотечественника нокаутом во втором раунде заставило команду Александра Алексеева во главе со знаменитым Фрицем Здунеком полностью изменить стиль и манеру своего подопечного. И вот спустя всего-то два года перед нами предстал классический немецкий спойлер, неотличимый от других представителей этой школы. Признаться я еще не видел в боксе такого превращения. Больше того, пару лет назад, посетив тренировку Тедди Атласа упорно пытавшегося переплавить Александра Поветкина в оловянную копию Майка Тайсона, я усомнился в самой возможности кардинальной перековки, переделки опытного, состоявшегося, титулованного бойца. Всем известно, что американские тренеры большей частью не любят работать с бойцами имеющими любительскую школу и уже поставленными в правильную стойку. Гораздо удобнее и быстрее работать с неумехами впервые переступившими порог боксерского зала, чем переделывать боксеров любителей.


Все мы сейчас являемся свидетелями фиаско Атласа. Он не только не переделал Поветкина, но словно бы заставил Сашу забыть то хорошее, что он так здорово умел делать раньше, благодаря годам упорной работы с Валерием Беловым. Но вот Фрицу Здунеку удалось то, что не удалось Тедди Атласу. Александр Алексеев теперь даже близко не напоминает того бойца, который еще несколько лет назад считался одним из главных претендентов на чемпионский пояс в крузервейде. Я вообще не большой поклонник тренерского таланта Фрица Здунека (а он, без сомнения, один из самых ярких представителей, я бы сказал отцов-основателей немецкого спойлерского стиля). Похоже, именитому коучу попросту наплевать на физические, пластические и ментальные качества которыми обладают его бойцы, откуда бы они не приехали. Он - Здунек настругивает их по раз и навсегда сформировавшемуся стилевому клише, абсолютно не заботясь о том, насколько милый его сердцу стиль подходит конкретному боксеру. А индивидуальный подход - это лишь анахронизм вчерашнего дня, наследие доиндустриальной эпохи. Это же немцы: Standard, arbeiten, schnell и т.д. Я абсолютно убежден, что если бы братья Кличко продолжили работать со Здунеком, они никогда не стали бы тем, кем они сегодня являются.


Что я хочу сказать? То, что контролируемая мутация сложившегося боксера невозможна. Бойцы не бабочки и они не способны к метаморфозам. Технические и стилевые качества любого боксера на прямую зависят и определяются физическими, ментальными данными, которые, в сущности, есть сама природа атлета, сущность его личности, вроде отпечатков пальцев. Виктор Агеев стал самим собой потому, что обладал феноменальной реакцией, скоростью, чувством свободы и сообразительностью. А еще у него был удивительный и мудрый тренер Владимир Фролович Коньков, позволивший во всей полноте раскрыться самобытным качествам своего любимого ученика.


Честное слово, я буду только рад, если ошибусь, но, метаморфоза происшедшая с Александром Алексеевым вряд ли пойдет ему на пользу.


Автор:  Илья Рябцев

Поделиться новостью:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментировать:
Вконтакте Facebook
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Блог

Добавить пост в блог

Не указан ID опроса.

Cloudim - .